Переход в онлайн для сферы обучения детей с ОВЗ — не просто шаг вперёд в технологическом развитии. Это решение, которое стёрло географические границы, разделяющие педагогов и семьи, нуждающиеся в особой поддержке.
Чтобы разобраться в теме, мы в SOHO.LMS изучили официальную статистику за 2022-2024 годы и поговорили с Еленой Евлановой.
Как учатся и развиваются дети с ОВЗ в России
На конец декабря 2023 года Росстат насчитывал 755 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по всей стране. Многие из этих детей живут в удалённых регионах. Зачастую там нет необходимой инфраструктуры и педагогов, которые умеют работать со сложными диагнозами.
Инклюзивное и коррекционное образование — в чём отличия?
Инклюзивное образование — это совместное обучение детей с ОВЗ в обычных
общеобразовательных школах по обычным программам. По ряду причин такое образование доступно
не везде и не всем. Во-первых, несмотря на усилия государства, пока только 65%
образовательных учреждений по всей стране могут похвалиться беспрепятственным доступом для детей
с ОВЗ — да и те зачастую только наличием пандуса. Представьте: в 35%
случаев маломобильному ребёнку будет сложно даже войти в здание.
На деле же
необходимая
инфраструктура шире.
Коррекционное образование — это обучение ребёнка в специализированной школе, в которой созданы все обусловленные диагнозом условия. Кроме обычной программы тут также уделяют внимание развитию необходимых для жизни навыков. А персонал школы состоит не только из учителей, присутствуют также специалисты с медицинским образованием. Есть специальные школы для детей с нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Также есть отдельные учебные заведения для детей с аутизмом.
Родители не против совместного обучения
В основном особенные дети обучаются отдельно. Хорошо ли это? Однозначно сказать сложно, поскольку есть мнения как «за», так и «против». Если говорить о мнении родителей российских школьников, то они преимущественно выступают за совместное обучение. По их мнению, это развивает у детей эмпатию, а ребятам с ОВЗ даёт возможность на полноценную социализацию. Но 6% опрошенных ВЦИОМ респондентов высказывали опасения на тему возможного буллинга.
В целом, сможет ли ребёнок с ОВЗ учиться в инклюзивной школе зависит от степени заболевания ребёнка и целесообразности совместного обучения. В первую очередь, образование должно быть ребёнку во всех смыслах «по силам».
Но о массовом совместном обучении речь не идёт, поскольку в основном дети с ОВЗ просто не могут учиться в обычных классах. А нужные специальные школы есть далеко не везде. Поэтому вся ответственность за образование ребёнка часто ложится на плечи родителей.
«До онлайна у родителей были только два варианта: переезд или смирение»
Онлайн — для учителя. И для родителя
Активно онлайн в сфере коррекционного образования и методологии начал развиваться с 2019 года — в это время «обычное» цифровое обучение было уже практически привычным. Правда, дистанционные уроки в коррекционном сегменте направлены на родителей и преподавателей, а не на учеников. И главная задача преподавателя, который уходит в онлайн в этой сложной сфере — построить процесс так, чтобы маме ребёнка с ОВЗ было легко выполнять все его инструкции.
«У родителей, конечно, есть огромное желание хотя бы
на 30 минут привести ребёнка на занятие в кабинет и выдохнуть. Это чисто
человеческая история. А онлайн для мамы ребёнка с ОВЗ — это работа. Это процесс,
в котором она становится буквально физическими руками специалиста, который находится
далеко»,
— поделилась Елена
К сожалению, альтернатива — это переезд в другой регион, в котором есть нужные специалисты. Примеров таких семей много. Но есть и те, которые не смогли. По многим причинам, начиная от финансовых, заканчивая простой усталостью от борьбы с обстоятельствами.
Тем педагогам, которые уже «ушли в цифру» и работают на родителей, Елена советует преподносить свою программу как возможность выдохнуть. Составлять курс же лучше с опытным методологом, чтобы родителю действительно было легко его освоить. Постепенно у такого «взрослого ученика» приходит уверенность, как только он видит результаты своего онлайн-обучения в маленьких, но важных успехах ребёнка.
Без обучения работать с особенными детьми невозможно
Когда неподготовленный педагог впервые сталкивается с ребёнком с ОВЗ, нередко он вообще не понимает как действовать. Что делать, если воспитанник вообще никак не реагирует на преподавателя? Одного чтения статей "тут будет недостаточно — нужна демонстрация методик общения с детьми и возможность пообщаться с экспертом напрямую.
Елена подчеркнула:
«В условиях, когда педагоги из небольших городов не могут часто выезжать для
обучения или переподготовки, онлайн-форматы становятся единственным способом развиваться
и получать новые знания. Это ключ к тому, чтобы расширить образовательные возможности для
всех, независимо от географии»
Но самое главное, диагноз крайне сильно влияет на картину мира ребёнка, на то как он чувствует и воспринимает действительность. Без понимания таких нюансов достучаться до воспитанника будет невозможно. «Вот, например, есть Татьяна Привалова — её программа включает в себя демонстрацию того, как видит мир люди с теми или иными особенностями. Онлайн, в том числе нейросети, помогают это визуализировать», — упомянула Елена.
Татьяна Привалова — зрительный терапевт, тифлопедагог и исследователь, которая учит правильному взаимодействию со слабовидящими детьми. Тяжелый путь с переездом в Москву Татьяна прошла и сама. Качественная среда для развития тогда понадобилась её дочери, которая родилась с редчайшей генетической аномалией зрения. По первому же образованию Татьяна была экономистом — и как она сама пишет, вероятно, им бы и осталась, если бы не случившиеся с её семьёй события.
«Скажу только одно, что мы объехали весь мир в поисках доктора, который бы нам
помог, но безуспешно. В первые месяцы я заметила, что Катя реагирует на свет
и начала это развивать, не имея никакой информации о приёмах и способах.
В интернете на тот момент было очень мало доступной информации. В основном она
сводилась только к теоретическим аспектам»
Цитата из личного
блога Татьяны
«Я помогаю учителям сформировать в себе точку веры»
Одна из ключевых задач в практике Елены Евлановой — помощь учителям и специалистам в обретении внутренней уверенности. Сама эксперт назвала это формированием точки веры в развитие собственных образовательных программ. И речь не просто о передаче методик и техник. По мнению Елены, главное — помочь преподавателям поверить в то, что они могут достичь результатов и во всех смыслах масштабироваться, даже когда кажется, что прогресс медленный или недостижимый.
«Моя задача — взращивать уверенность у специалистов,
которые работают с очень сложными семьями и детьми»,
— делится Елена
Работа с детьми с множественными нарушениями развития требует огромной эмоциональной отдачи, и учителям необходимо учиться сохранять баланс между заботой о клиентах и собственным внутренним состоянием. Клиенты к Елене приходят сами — после семинаров, выступлений и бизнес-завтраков. Помогает личный опыт роста от логопеда к руководителю собственного центра, а затем и к менторству.
Часто у экспертов так много опыта, что его сложно собрать в цельный образовательный продукт самостоятельно
А ещё специалистам не всегда очевидно, зачем им уходить в онлайн — поток нуждающихся в помощи уникальных экспертов и так огромный. А ещё пугает потенциальная нестабильность: перейти из найма в свободное цифровое плавание для многих очень тяжело.
Елена же помогает эти мифы развенчивать. «Да, на старте суммы могут быть небольшие — но потенциальный рост практически бесконечен. Как только преподаватель набирает первую небольшую онлайн-группу, у него словно вырастают крылья. И эксперт понимает, что может смело масштабироваться и расти. «В онлайне можно зарабатывать от 300 тысяч и выше. Это реальные суммы», — поделилась Елена.
Но главное другое. Переход в онлайн позволяет масштабировать добро, которое уникальный специалист может принести семьям, оказавшимся на непростом жизненном пути.
В интернете можно дотянуться до тех людей, которые никогда не смогли бы даже разово попасть на семинар лично, не говоря о переезде целой семьи. А это значит, что каждый новый онлайн-курс может стать «золотым билетом» для какого-нибудь ребёнка из глубинки необъятной России.
Главное — начать
Не обязательно начинать сразу с большого онлайн-курса. Это может быть вебинар или пакет ваших презентаций и статей. Для большего вдохновения мы пообщались с несколькими преподавателями, которые вышли в онлайн после работы с Еленой и выбрали для своего бизнеса SOHO.LMS.
Татьяна Привалова
Зрительный терапевт, медицинский оптик-оптометрист, тифлопедагог, преподаватель-исследователь. Научный руководитель Центра развития «Сенсорика». Основатель онлайн-школы. Автор курса ProЗрение.
Какие были опасения перед запуском онлайн-школы на платформе?
Технического плана — потому что я никогда не работала на тот момент
с платформами, и мне казалось, что
это что-то из другого мира. Был страх, что я не смогу разобраться. На самом деле,
я и не хотела в этом
разбираться, потому что я увлечена своей работой и не хочу тратить время на вот
эти все технические
вопросы.
Какие преимущества работы в онлайн?
Свобода реализации!
Нет привязки к месту, к времени. Образовательные материалы можно дополнять, постоянно
добавлять,
что-то переделывать. А функции платформы SOHO.LMS упрощают жизнь. И вообще мне платформа
очень
понравилась. Она довольно простая и хорошая. И менеджеры хорошие, всегда придут
на помощь. Любые
вопросы, всё решается довольно быстро. Платформа очень удобная для того, чтобы можно было отслеживать
успехи всех учеников. В принципе, вообще никаких нареканий у меня нет. Мне всё понятно,
и довольно
быстро я со всем справилась
Алина Капустина
Логопед высшей квалификационной категории, дефектолог, семейный психолог
со стажем работы более 25 лет. Автор вебинаров и курса «PRO_возможности»
о коррекционной работе с детьми с множественными нарушениями развития. Автор пособий
«Первые звуки со смыслом», «Первые чистоговорки», «Первые
слова».
Спикер международных и всероссийских конференций.
По словам специалиста, она опасалась трудностей в передаче знаний и практических наработок «через экран», поскольку онлайн подразумевает меньшее количество взаимодействий с людьми в процессе обучения. Но теперь Алине Капустиной нравится работа в онлайне.
«Есть преимущества: широкая география, доступность знаний для специалистов разных городов и стран. Материал создается однажды и сохраняет актуальность не один год», — поделилась с нами Капустина.
Среди плюсов платформы SOHO.LMS Алина отметила безопасность хранения обучающих материалов: «База данных учеников сохранена и легко дать доступ и к другим дисциплинам, очень хорошая и быстрая поддержка».
Наталья Багирова
Владелица 2 коррекционных центров для детей-дошкольников.
Специалист-реабилитолог, нутрициолог, медицинский логопед.
Стаж в профессии — более
22 лет. Наталья работала в неврологическом отделении с детьми с тяжелыми
нарушениями и их родителями.
«Опасения на старте, конечно присутствовали, потому что для меня это было что-то новое. В онлайн-пространстве я выступила в роли ученика — я пыталась разобраться в том, как правильно наполнить свой проект, как его грамотно подать, как и что нужно подключить», — рассказала Наталья.
Как и другие эксперты, Наталья Багирова отметила безграничную географию работы одним из главных преимуществ работы в онлайне. «Ты можешь находиться в любой точке мира и работать удаленно, развивать и развиваться. Ты можешь помогать издалека. Ты можешь поддержать тех, кто живёт в других регионах и даже в тех глубинах, где нет специалистов, которые работают с особенными детками», — объяснила она.
А ещё Наталья рассказала нам о своих амбициозных планах: «Я хочу создать международную Академию для особенных родителей, где они будут получать полезную информацию и найдут ответы на сложные вопросы. Как научиться принимать особенного ребёнка? Как его развивать? Куда обращаться? Какие полезные упражнения можно сделать дома?»
А преподавать в онлайне с SOHO — не сложно.
Рутину, автоматизацию и эквайринг берём на себя. А если возникнут трудности — мы на связи.
Целых полмесяца бесплатно.
Попробуйте!